С первой попытки

С момента распада СССР на свет появилось достаточно много новых моделей, причём некоторые даже выжили в конкурентной борьбе с «американцами», «канадцами» и «японцами». Но вряд ли кто-то ожидал появления на этом рынке ещё одного крупного игрока, готового с ноля разработать линейку в новой для себя отрасли.
Тем не менее, на рынке появился новичок. Им стал самый прогрессивный российский производитель, за сравнительно короткое время перевернувший рынки велосипедов, квадроциклов и бюджетных мотоциклов. Представители Stels в 2012 году показали на выставке предварительный вариант снегохода, а менее чем через год выкатили окончательный вариант. Причём не один, а целых три. Stels «Росомаха» – снегоход российский на 80 %. Наши инженеры разработали ходовую часть, но ряд мелочей вроде оптики и приборных панелей оперативно изготовить не удалось. А главное, не получилось построить собственные моторы. Так что пришлось использовать продукцию сторонних производителей, два немецких «двухтактника» объёмом 521 и 625 см3, а также четырёхтактную квадроциклетную «восьмисотку» родом из Китая. Именно она устанавливается на самую дорогую версию квадроцикла.
Нажав «газ», понимаешь, почему. Крутящий момент у большого V-образника по утилитарным меркам весьма впечатляющий. Этот мотор без проблем возит огромные side-by-side, а более лёгкую гусеничную машину он разгоняет даже быстрее, чем нужно. Потому что ходовая часть, нагруженная таким увесистым силовым агрегатом, работает хорошо при неторопливой прогулочной езде, которая не требует особой резвости. А для спортивных элементов машина немного тяжеловесна. Её непросто заправить на большой скорости в поворот, да и на разбитых прямых ехать не очень комфортно.
Если перебрать со скоростью и допустить ошибку, исправить её будет очень трудно. Противоположность топовому снего- ходу – Stels «Росомаха» 520. Стоит он на 40000 рублей дешевле, а весит на 80 килограммов легче, удивительная цифра при разнице всего лишь в двигателе. Вот тут-то и ждёшь невероятной спортивной езды. Тем более снегоходы аналогичной кубатуры из Северной Америки отличаются очень приличными характеристиками и доставляют при езде массу удовольствия. Управляется «Росомаха» 520 действительно очень неплохо. На нём можно попробовать изобразить что-то вроде езды на одной лыже или с открытым «газом» проскочить ряд кочек. Только «газа» у этого снегохода маловато.

Вроде бы, по пиковой мощности он уступает «восьмисотке» совсем немного, но крутящего момента хватает только на умеренно активную езду между деревьями. А на прямых два других снегохода быстро отрываются. За лёгкость и дешевизну приходится расплачиваться не только динамикой, но и комфортом. На простейшую модель не установили систему раздельной смазки, так что двухтактное масло приходится перед заправкой вручную смешивать с бензином. Это неплохо для экстремальных условий крайнего севера, где насосы иногда выходят из строя, и водителю посреди тундры на 50-градусном морозе приходится перебирать мотор. Но в средней полосе такое спартанство не очень удобно.
Этого недостатка нет у «Росомахи» 625. Она дороже на 10000 рублей, тяжелее на 20 килограммов, зато не требует при заправке процедур с мерными стаканчиками. Но и это не самое главное. На снегоходе стоит тот же двухтактный двигатель Hirth, что и на младшей модели. Его разрабатывали для Rotax, а австрийцы в свою очередь продавали под самые разные нужды, вплоть до постройки сверхлёгких летательных аппаратов. При такой надёжности его удалось безболезненно расточить, что никак не сказалось на характере. Если в большинстве случаев «биг-боры» как минимум серьёзно вибрируют, здесь увеличение кубатуры малозаметно. Зато отлично чувствуется прибавка в мощности. Это уже не рабочие сани, а быстрый снегоход, способный дарить удовольствие от вождения. При оптимальном сочетании веса, мощности, навесного оборудования и цены из тройки он оказывается самым привлекательным.

Рассказав о различиях трёх снегоходов, перейдём к общим чертам, которых очень много. В первую очередь отлично поработали эргономисты. Сидеть на снегоходе удобно, посадка высокая, как у породистых моделей с большой историей. Чтобы садиться и вставать на разбитой дороге, не приходится напрягать ноги, амплитуда движения очень короткая, так что при езде почти не устаёшь. Сиденье собственной конструкции и производства у Stels получилось просто шикарным. Во-первых, оно достаточно мягкое и хорошо подходит для дальнобоя, но не в ущерб обратной связи с дорогой. Вовторых, по нему легко скользить, меняя позу. В-третьих, оно очень качественно сделано и проживёт, скорее всего, очень долго. Зато промахнулся производитель с ветровым стеклом. Оно хорошо выполняет свою главную функцию, отбивая холодный ветер. Но верхняя кромка находится прямо на уровне глаз и мешает смотреть вперёд. С проходимостью у снегоходов всё в порядке. Огромная курская гусеница шириной 60 сантиметров вывозит их из любых сугробов. Правда, немного мешает поворачивать. Равно как и крупные лыжи с длинными острыми коньками, которые впиваются в лёд и снег и требуют при повороте руля больших усилий. Зато в повороте снегоход рисует идеальную дугу, не стремясь соскользнуть передней частью.
Поскольку Stels старается понравиться оленеводам, таёжным охотникам и другим жителям дальних регионов, для которых снегоход – профессиональный инструмент, а не игрушка, обвес сделан с запасом под самые жёсткие требования. Например, предусмотрено место под полезный в мороз второй аккумулятор. «Росомаха» – один из немногих снегоходов со штатными местами для лебёдки. Повесить её можно как спереди, так и сзади. Правда, сама лебёдка и даже кронштейны в стандартную комплектацию не входят.

   
Снегоход поставляется со штатным креплением лебёдки   Тормоз достаточно эффективен   «Росомаха» комплектуется тремя моторами: двумя двухтактниками и одним четырётактником

Когда какой-то завод объявляет о начале снегоходного производства в самые сжатые сроки, я вспоминаю историю ныне весьма значимого игрока в этом сегменте. Свою первую снежную машину он разрабатывал летом и тестировал на песке. А когда вывез в снег, она начала тонуть в целине, разрушая все надежды на быстрый успех. «Веломоторс», владелец бренда Stels, крупной транснациональной корпорацией не яв- ляется. Тем не менее, ему удалось достаточно быстро с первой попытки сделать три снегохода, не просто пригодных к эксплуатации, но и обладающих неплохими ходовыми качествами. Самым универсальный, «Росомаха 625», приспособлен для самых разных условий езды и является оптимальным вариантом. Если, конечно, нет потребности в четырёхтактном моменте, к примеру, для перевозки или буксировки чего-то очень тяжёлого или в экономичности и надёжности низкофорсированного «двухтактника».

   
Широкая гусеница едет по любой целине  Место под второй аккумулятор будет кстати на Севере
 

 

Журнал Мотоэксперт | Текст: Николай Богомолов Фото: Кирилл Калапов

Напишите нам
В данном разделе Вы можете оставить отзыв о работе диллерских центров компании или задать вопрос напрямую производителю. Ваше сообщение будет адресовано руководителям соответстующих подразделений.
Спасибо за внимание к нашей компании, Вы помогаете нам стать лучше.