Экспедиция на заброшенную Татарскую АЭС

19 августа Ижевский ATV клуб «Баркос» отправился в гости в Набережные Челны к ATV клубу «Моторыч». Цель поездки была посетить заброшенную Татарскую АЭС.

Немного истории

В конце семидесятых Татарстану требовались новые энергетические мощности: были введены в строй новые площади КАМАЗа, Нижнекамского химкомбината и шинного завода. Они требовали кучу электроэнергии, и после ряда согласований и обсуждений, в 1978 году ЦК КПСС издало постановление о строительстве Татарской АЭС.
Проект Татарской АЭС был разработан Рижским отделением института «Атомтеплоэлектропроект», функции генподрядчика были возложены на «Камгэсэнергострой». Проектная мощность станции составляет 4000 МВт — типовой проект, аналогичный действующим Хмельницкой АЭС и Волгодонской АЭС, а также недостроенным Крымской АЭС и Башкирской АЭС предусматривал размещение на площадке станции 4 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000. Запуск энергоблоков осуществлялся по мере их возведения, таким образом пусковая мощность станции составляла 1000 МВт.

Начало

Жаркий летний день, полевые дороги, идем по азимуту. Пыль стоит столбом, приходится отпускать впереди идущего метров на 50 – езда в пыли по полевым дорогам чревата залетами в полевые ямы и засохшую колею от сельхоз техники. Все втянулись в ритм, средняя скорость 60км/ч., хорошо, вваливаем. Попытка первой засады у ж/д, ищем обход, перескакиваем железку и уходим по скошенным полям. Радиаторы молотят без остановки – жара. Первый намек за 60 км пути на лес и хоть какую-то тень и защиту от жаркого солнца. Уперлись, опять обход. 100 км пути и первая речка ручеек, форсируем и несемся дальше. Жара, радиаторы забивает семенами, травой, пыльцой – начинаем кипеть. Почти рядом с целью заезжаем в Нижнекамск, мойка радиаторов дозаливка антифриза, скорый обед и дальше в путь. Все те же полевые дороги и жара – но цель уже близко. И вот они Камские Поляны, город встречает нас праздником, 35-летием начала стройки АЭС и с 35-летием дня города. Еще совсем чуть-чуть и вот мы на месте.

Уныние

Остовы корпусов зияют пустотой. Вы не поверите, но эти корпуса были полностью готовы. Здесь были стены, полы, стекла, внутренняя отделка. Сюда даже завезли мебель. Сейчас ощущение, как будто построили бетонные блоки и бросили. Но нет, это дело рук мародеров. Ломать ведь - не строить. Унывать не время, смеркается, пора искать место под лагерь. Еще пара километров и на берегу залива Камы ставим палатки. Стемнело, часть команды едет в Камские Поляны за продуктами, другая часть собирает дрова, разжигает костер и готовит ужин на скорую руку из того, что есть в наших кофрах фирмы GKA (очень хорошие и старые друзья). Вернулись парни с провиантом, запах мяса манит, лагерь гудит обсуждением поездки и увиденного. Усталость и сон. За день команда прошла 165 км.

Утро

Поездка на АЭС для более тщательного изучения того, что осталось. Стены толщиной в 2 метра, оббитые металлом, опасно торчит арматура, толщиной в палец, толщиной в руку – она везде, и в земле, и в стенах.
Одним из самых больших событий на нижней площадке было начало строительства реакторного отделения и спецкорпуса. Уже на второй год стройки было поставлено на поток параллельное сооружение четырех блоков. Сил хватало. Первый энергоблок АЭС был по планам должен был быть запущен в 1992 год, далее с разрывом примерно в 1,5 года должны были вводиться следующие блоки.
В апреле 1990 года строительство Татарской АЭС было прекращено. Были возведены: городок энергетиков — поселок Камские Поляны, пускорезервная котельная, водохранилище, административный корпус станции, галереи и фундаментная плита реакторного блока.
С тех пор - почти тридцать лет мародерства и разграблений. Неизвестно, отчего станцию не стали консервировать и охранять, а просто бросили. Камазы до сих пор вывозят отсюда все, что плохо лежит в неизвестном направлении...
Но, говоря об этом месте, нельзя не вспомнить, что это не просто стройка, которую остановили. Это трагедия для тысяч людей, которые строили станцию. Они остались никому не нужны, и пришлось самим думать, что делать дальше - то ли уезжать, то ли оставаться. А с работой в то время уже была напряженка, тем более, для специалистов такого профиля.

Обратный путь по треку, жара и пыль. Возвращаемся в Набережные Челны, погрузка гепардов и обратный путь в Ижевск.

Текст и фото: Дмитрий Дресвянников 

Руководитель ATV клуба Баркос