В 2004 году знаменитый Жуковский велосипедный завод пришел в окончательный упадок. Банкротство градообразующего предприятия лишило работы сотен людей и принесло в семьи серьезные проблемы. Цеха постепенно превращались в руины, и, казалось бы, никто и ничто не сможет наполнить их «музыкой» производства.
Однако Жуковке очень повезло. Счастливый случай подарил тихому брянскому городку неугомонного приезжего бизнесмена Александра Начёвкина. Он со своей командой не только построил новейший завод с самыми современными технологиями, вернул к жизни торговую марку «Десна», но и подарил рабочим династиям веру в стабильное и светлое будущее.
Сегодня велозавод не узнать. С 2008 года предприятие заняло прочные и лидирующие позиции по выпуску велосипедов, а затем и по производству мототехники. С прогрессом предприятия, началось и процветание непосредственно Жуковки.
Сегодня этот районный город не только радует присутствием магазинов федеральных торговых сетей, но и отличным ФОКом с бассейном и спортивными залами, ухоженными скверами и парками. Спортивный центр построили в прошлом году в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта Брянской области». Здесь два бассейна — 25 на 11 и 10 на 6 метров, универсальный спортивный зал, зал подготовительных занятий, тренажерный зал, сауна, массажный кабинет, солярий. Также ведется строительство ледового дворца, благоустройство территории Дворца спорта и стадиона «Лесная поляна», идет подготовка лыжной трассы. Словом, городку могут позавидовать десятки райцентров той же Брянской области.
Конечно, Жуковка – не Осло с ее тысячными толпами велосипедистов. Но имея в активе самый крупный велосипедный завод в Европе, само собой возникает необходимость создания приличной велоинфраструктуры.
Об этом заговорили во время встречи генерального директора компании «Веломоторс» Юрия Начёвкина и губернатора Брянской области Александра Богомаза. Бизнес высказал предложение, а власть подхватила идею и попросила разработать проект, сделать экономические расчеты и представить работу на суд общественности и непосредственно губернатора.
На днях в Жуковке в кабинете главы администрации Олега Воронина состоялось первое совещание рабочей группы по созданию проекта велоинфраструктуры. В нее вошли также специалисты отдела архитекторы Ольга Фролова, Василий Павленко и вице-президент НАРВМИ Владимир Кленин. Планируется, что состав группы будет расширен представителями прессы, общественных организаций.
А пока намечены основные этапы реализации проекта. Это создание рабочего плана по размещению велодорожек. Второй этап включает проектирование, разработку эскизов, общественное обсуждение, внесение поправок и корректировку. И третий, уже расчет стоимости реализации проекта.
Начали с первого этапа. Прекрасная солнечная погода показала уютный город во всей красе. Сразу заметилось, что все улицы чистые ухоженные и главное – они настолько широкие, что можно рассчитывать на создание велодорожек без серьезной реконструкции дорожного хозяйства.
Все согласились, что точкой отчета можно считать новый спортивный комплекс «Десна» в центре Жуковки. А далее по маршруту, который включал в себя и проезд мимо красивого здания вокзала, городского парка, центральных улиц, памятников, необычной автобусной остановки.
Отрадно, что постоянно встречали велосипедистов - от малышни с родителями до веселых старушек. Говорят, что на праздники практически все население Жуковки выезжает на своих двухколесных машинах и заполняет улицы города покруче жителей европейских столиц. Кстати, в отличие от европейцев жуковцы могут позволить иметь себе несколько велосипедов. Некоторые катаются на раритетах - моделях раннего социализма, доставшиеся по наследству от родителей, которые работали на заводе еще в славные времена могучего Советского Союза.
Участие НАРВМИ в проекте заключается не только в партнёрстве с местной властью, общественными организациями, но и привлечении лучших практик в сфере организации безопасного дорожного движения. И дело не в том, чтобы правильно построить велодорожку согласно принятым стандартам и нормам, но и создать велоинфраструктуру, в которую должны войти объекты малого бизнеса. Понятно, что в городке, где живут чуть больше 16.000 жителей, нужно придумать нечто такое, что стало бы настоящей «заманушкой» для туристов и новыми рабочими местами для местных жителей.
Поэтому было решено обратиться к велонаселению Жуковки и выслушать их предложения о том, что может войти в инфраструктуру - кафе, мастерские и так далее. А пока рабочая группа приступает к созданию проекта и готовит план размещения велодорожек. Судя по всему, для жуковских велосипедов и велосипедистов наступает хорошая жизнь!
Фото Олега Кленина